Опубликовано в журнале "Компьютерра" №27 от 25.07.2001 г.
Надо сказать, что решение отдать часть бюджетных средств, выделенных на закупку компьютеров для сельских школ, зарубежной медиа-компании (см. материалы двух предыдущих выпусков журнала), многих ввело в соблазн.
Собственно в этой логике - в логике соблазна (по-гречески - скандала) - я вижу два возможных исхода. Либо «пошумят и забудут» (как надеются попрятавшиеся чиновники, причастные к сделке), либо «разберутся как следуют и накажут кого попало» (что, ввиду того, что скандал вышел за пределы отрасли и попал в фокус внимания деловой и общественно-политической прессы, представляется наиболее вероятным).
Чего эта логика не позволяет, так это вынести за скобки интересы и мнения и содержательно проанализировать проблемы, непосредственно в ситуации усматриваемые. Например, проблему содержания школьного предмета «Информатика». Или проблему массового использования госучреждениями не отвечающего национальным и международным стандартам софта. Или проблему растранжиривания бюджетных средств на приобретение неисключительных прав на софт, на стратегии развития которого ни государство, ни российский бизнес и пользовательское сообщество никакого влияния оказать не могут, вместо инвестиций в отрасль.
Вместо этого обмусоливаются стилистические и языковые особенности «пролетающих» по делу документов. Так, на двух закрытых комсомольских собраниях отрасли Анатолий Карачинский, насколько мне известно, добивался выговора с занесением в личное дело уже для сотрудников компании «Арсенал», написавших в органы власти письмо, в котором ставят вопрос о соответствии политики преференций зарубежным компаниям национальной безопасности страны. «Донос», дескать, написали, нехорошо это. В состоявшемся достаточно бурном редакционном обсуждении выяснилось, что такой же точки зрения придерживается наш шеф Евгений Козловский.
Я думаю, что в наше озабоченное соблюдением приличий и политкорректностью время не прокатила бы даже аргументация Катона: нашелся бы Карачинский или Козловский, который устроил бы товарищеский суд - нехорошо, дескать, призывать разрушить город только за то, что в нем живут последователи другой веры. Неполиткорректно. Свободе совести не соответствует. Ну и что, что младенцами печки топят, доносы-то зачем писать? - сами разберемся, Ваала в пантеон включим, авось детишек-то на алтарь и поменьше идти будет.
На мой взгляд (я допускаю, что не все знаю или понимаю), в ситуации со скандальным тендером ключевую роль сыграла не коррумпированность или некомпетентность отдельных чиновников, а устойчивый, хорошо разработанный и весьма последовательно продвигаемый миф о безальтернативности «решений Microsoft». Основным его проводником является пресса, включая популярную компьютерную. Например, в номере «Компьютерры», где впервые опубликован текст «Открытого письма» (#402) его проводят один из редакторов (Сергей Леонов, с. 1) и один из авторов (с.44, причем с раскавыченной цитатой из приватной реплики другого редактора, Михаила Брауде-Золотарева 1). Завидная настойчивость - я внимательно посмотрел обложку и даже удивился, не найдя слогана «Wintel rulez!» на том месте, где партийная пресса печатала «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Миф на то и миф, что он целостен, и никакая критика «изнутри» не может оказаться эффективной. Бесполезно, например, показывать сколь угодно удачные примеры использования современных информационных технологий в школе, бесполезно приводить экономические или политические соображения.
Ответ предсказуем: «Говорите что угодно, но мы хочим, чтобы альтернативы не было, и поскольку каналы массовой информации контролируем мы, ничего у вас не выйдет» 2.
Так же как малоосмысленно было - логически или примерами - оспаривать миф о безальтернативности советской власти во времена, когда за «блок коммунистов и беспартийных» голосовал процент избирателей, подозрительно похожий на сегодняшний процент пользователей «решений Microsoft» на настольных компьютерах. Когда спорить «изнутри» перестали и вышли «наружу», оказалось, что все очень просто. И учение Маркса перестало быть безальтернативным, как только утратило всесильность, и Берлинскую стену разобрали за один день.
И по сегодняшнему вопросу о «безальтернативности» я скорее оптимистичен. Не только в том смысле, что вполне реалистичным считаю и приведение ситуации с ОС «настольного» класса к состоянию, по крайней мере, столь же конкурентного, сколь и в остальных сегментах рынка системного ПО, и разборку «берлинской стены», возводимой нестандартными форматами и протоколами между современным софтом и массовым пользователем. Но и в том смысле, что в новой ситуации спокойно найдут и применение себе, и способность действовать творчески и неординарно такие творческие и неординарные люди, как, например, Анатолий Карачинский или Евгений Козловский.
По поводу детей же мнение у меня - вне всякой связи с вышесказанным - остается весьма отличным от мнения Сережи Леонова: печку топить ими не нужно позволять ни за какие бабки.
[i40435]
1 (обратно к тексту) - Не знаю уж, насколько корректна эта цитата, поскольку обширное цитирование из Отставнова, сделанное в той же статье чуть выше, аккуратно вырезано из контекста и представляет мою точку зрения в, мягко говоря, странном виде.
2 (обратно к тексту) - Даже либеральная до неразборчивости «Компьютерра-онлайн» оказалась закрыта для публикации мнений в поддержку тезиса об угрозе нацбезопасности; и при подготовке этой статьи я надеюсь не столько на свою способность убеждать, сколько на летнюю жару и обилие работы, оставляющие ей шанс проскользнуть мимо бдительного ока шефа.